Оглавление Видео опыты по химии Видео опыты по физике На главную страницу

Химия и Химики № 2 2021

Журнал Химиков-Энтузиастов
Помощь журналуПомощь журналу Химия и Химики




Музыкальные пластинки "на костях"
Musical records made of "bones"



Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter


Во времена совка в ходу были музыкальные пластинки, которые люди нелегально изготовляли из старых рентгеновских снимков. Они назывались "пластинки на костях", "музыка на ребрах" и т.п.

Сначала западная музыка пришла в СССР на граммофонных пластинках, привезенных из-за границы. Но таких пластинок было крайне мало, и по мере того как в тридцатые годы совок все больше отгораживался от Западного мира, их становилось еще меньше. Что-то изменилось сразу после войны, когда дошедшие до Германии солдаты и офицеры привезли с собой, среди всевозможных трофеев, еще и граммофонные пластинки. Но это по-прежнему была капля в море: людей, посмотревших "Серенаду Солнечной долины" и захотевших слушать подобную музыку, в СССР было гораздо больше, чем привезенных из Европы пластинок. И тогда в СССР появляется уникальный музыкальный носитель: пластинки, сделанные из старых рентгеновских снимков. Их называли записями "на костях", "на ребрах", просто "ребрами" или даже "скелетом моей бабушки".

Такие "пластинки" скрипели, шипели, но хоть в каком-то виде позволяли услышать западную музыку в ситуации, когда в СССР настоящие европейские и американские пластинки не продавались, а привезенные из-за границы были большой редкостью.

Это были самые настоящие рентгеновские снимки: на них были видны грудные клетки, позвоночники, суставы. В середине делалась маленькая круглая дырка, края слегка закруглялись ножницами - и такую пластинку можно был слушать на обычном патефоне (граммофоне). Почему для изготовления гибких пластинок выбрали именно рентгеновские снимки? Рентгенограммы были самым дешевым и доступным материалом. Их можно было дешево купить, а то и получить бесплатно в поликлиниках и больницах.

Начиная с первых послевоенных лет в крупных городах СССР - особенно в Москве и Ленинграде - создается целая "индустрия" по изготовлению и продаже пластинок на "костях".

Несколько лет индустрия музыки на "костях" существовала, избегая репрессий со стороны властей, но в середине пятидесятых расплата, наконец, наступила, и многие изготовители пластинок на рентгенограммах отправились в лагеря. Но некоторые продолжали заниматься их изготовлением. (Как видите, реальные тюремные сроки за "лайки" и "репосты" появились не на пустом месте).

И только к концу пятидесятых, когда появившиеся в продаже катушечные магнитофоны стали, наконец, общедоступными, пластинки на "костях" ушли в небытие.

Но сам факт существования подпольной "индустрии", выпускающей пластинки на "ребрах" и тиражирующей таким образом практически любую музыку, значил достаточно много. Тиражирование записей, недоступных в советских магазинах, продолжалось с помощью магнитофонов все шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы, пока исполнители не получили возможность легально тиражировать свои записи на пластинках и компакт-дисках.
https://habr.com/ru/post/361849/


Download the Video / Скачать Видео (112 Мб, .avi )

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''
Записывающие устройства

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''
Пластинки "на костях"

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''

Музыкальные пластинки ''на костях''. Musical records made of ''bones''




Комментарии
К1 При совке выходил журнал "Кругозор". В этом журнале часть текста и иллюстрации были напечатаны на бумаге (как в обычных журналах). Зато остальная часть журнала была записана на гибких аудиопластинках, которые изготавливались на импортном (французском) оборудовании.

На первый взгляд эти пластинки были схожими с "музыкой на ребрах" (гибкие, непрочные и недолговечные носители), фактически - это было совсем другое. В журнале "Кругозор" содержались не самодельные пластинки, а пластинки фабричного изготовления, одобренные цензурой. На них был официоз, вроде "вечно живого" Ленина и "вечно молодого" Кобзона. Пропаганду сдабривали песнями популярных исполнителей (включая зарубежных), развлекательными передачами и т.п., но жесткой цензуры никто не отменял (разве что в последние годы существования журнала, когда массово появились магнитофоны и видеомагнитофоны, а холодильник стал побеждать телевизор).

P.S. Журнал видел (по-моему - в районной библиотеке), хотя, ни разу его не открывал и не знал, что внутри не только текст и картинки на бумаге. Вырезанные из журнала пластинки - несколько раз встречал.

Кругозор (журнал, СССР). Krugozor
Кругозор (журнал, СССР). Krugozor


К2 Я помню, у деда было среди пластинок для радиолы несколько штук "музыкальных открыток". Представляли собой прямоугольную или круглую картинку, напечатанную на толстой фотобумаге, посредине дырка для шпинделя и дорожки, как на пластинке. На оборотной стороне место для адреса и штемпеля. Все, разумеется, было фабричного изготовления, но качество было никаким по сравнению с винилом, дорожки быстро разбивались и игла часто перескакивала с дорожки на дорожку или заедала по кругу.


<Занимательная Физика, Геология, География>

<Техника и различные устройства (Обсудить на форуме)> [Отправить Комментарий / Сообщение об ошибке]