Оглавление Видео опыты по химии Видео опыты по физике На главную страницу

Химия и Химики № 4 2016

Журнал Химиков-Энтузиастов
Помощь журналуПомощь журналу Химия и Химики




Древняя наука и тайны жрецов
Ancient science and mysteries of priests


В. Морс, "ВЕСТНИК ЗНАНИЯ" (1927 г.)


Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter


От редакции. Статья девяностолетней давности сейчас снова становится актуальной - учитывая то мракобесье, которое пытается насадить церковь в наши дни.

Пар, электричество, гидравлика, кино, аэропланы,- вот изобретения и открытия, характеризующие современную цивилизацию. Они приходят на ум при упоминании о прогрессе последних двух столетий и составляют техническую основу современных достижений. Немногим, однако, известно, что и древние задумывались над разрешением наших современных проблем инженерного искусства, за сотни лет до нашей эры, например: над использованием силы пара, над устройством гидравлических и пневматических установок и проч. Но нужно сказать, что только немногие изобретения древних пережили свой век и нашли полезное применение в позднейший период времени. Большинство их было позабыто с падением древних культур и вновь открыто на заре новой эры истории человечества.

Сила пара, сжатого воздуха, электричества и проч., благодаря которым в настоящее время приводятся в движение наши фабрики и заводы, перевозится почта и вносится комфорт в нашу жизнь, использовались ранее жрецами для производства различных магических фокусов. Жрецы старались вызвать в народе веру в таинственные, сверхъестественные силы и обмануть невежественных людей. Новые открытия сил природы являлись тогда не общим достоянием человечества, а профессиональными тайнами священнослужителей языческих храмов.

Предпринятые итальянским правительством новые раскопки римского города Геркуланума, погребенного под пеплом и лавой Везувия, вновь привлекли всеобщее внимание к затронутому вопросу. Теперь восстановлен уже целый акр этого, когда-то цветущего города. Каждый день раскопок дает гораздо больше, чем все то, что до сих пор было известно о жизни древних.

Не менее интересны также и данные новых раскопок на развалинах Вавилона.

Пар употреблялся в Вавилонских храмах за 18 столетий до рождества Христова. Там, при совершении мистических обрядов и языческих богослужений, он заставлял изображения богов кивать головами, поднимать руки, открывать глаза и т. д. Под алтарем, где стояли идолы, прятался металлический ящик или сосуд; от него тянулись трубы к соответствующему механизму, помещенному внутри "каменного бога". Прежде, чем случиться какому-либо чуду, в сосуд наливалась горячая вода, а на алтаре насыпались тлеющие угли; при этом получалось небольшое давление пара. Когда же угли разгорались, благодаря добавлению к ним фимиама и благовонного дерева, течение пара через трубы увеличивалось и приводило в движение механизмы, одушевлявшие идолов.


Древняя наука и тайны жрецов




Мощное дыхание известного идола Бустериха, вызывавшего поклонение тевтонов варварской Германии, было не чем иным, как течением пара. Он был сделан из металла и имел полую голову. В глазах и во рту идола приделывались деревянные стержни, которые выталкивались в нужный момент давлением пара.

Греческий писатель и геометр, живший в Александрии в первом веке нашей эры, описывает одну из самых первых, примитивнейших паровых машин. Посредством давления пара создавались такие иллюзии, как, например, шипение скульптурных изображений змей.

Далее он говорит об употреблении в греческих храмах гидравлических и пневматических устройств. Там пели механические птицы, причем звуки, весьма похожие на пение, вызывались быстрым прохождением воздуха через трубы, благодаря давлению текущей воды. Благодаря фокусам жрецов с явлениями расширения нагреваемого воздуха, руками богов открывались храмовые двери в тот момент, когда на алтаре разгорался огонь.


Древняя наука и тайны жрецов
Как боги открывали двери в древних храмах. Жертвенник представлял собою полую камеру, воздух внутри которой при разведении жертвенного огня расширялся и давил на поверхность воды в сосуде, помещенном под жертвенником. Это давление воздуха выгоняло из сосуда по трубкам воду, наполнявшую, затем, ведро, подвешенное к системе блоков, соединяющихся, в свою очередь с вращающимися столбами дверей.




Это достигалось посредством расположения под алтарем воздушной камеры, от которой через пол по направлению к сферическому сосуду, содержащему воду, шла труба. Когда нагретый жертвенным огнем воздух расширялся внутри камеры и начинал с силою давить на поверхность воды в сферическом сосуде, некоторое количество воды переливалось из сосуда в ведро, подвешенное к системе блоков; опускание на этих блоках наполняющегося водою ведра вызывало вращение столбов, на которых висели двери. По затухании огня процесс шел обратным путем, и двери закрывались при помощи противовеса.

При посредстве сжатого же воздуха действовали и те статуи, которые автоматически приветствовали солнце мелодичными звуками. Наибольшей известностью пользовался знаменитый Колосс, стоявший в древних египетских Фивах, против города Луксора, изображавший фараона Аменхотепа III (15 веков до нашей эры), называвшийся греками Мемнон (см. рисунок). Этот Колосс ежедневно певучими звуками приветствовал солнце, вскоре после его восхода. Римский император Адриан специально посетил Фивы, чтобы услышать таинственный "голос". Позднее, император Септимий Север приказал подновить статую, и при этом, очевидно, были засорены какие-нибудь скрытые отверстия, служившие для выхода воздуха. Во всяком случае "реставрированный" Колосс замолчал навсегда.

Еще 300 лет тому назад, французский ученый механик Соломон де-Ко (1576-1626) высказал предположение об устройстве механизма поющей статуи. Фактически последнее не исследовано и доныне, гипотеза же де-Ко вполне допустима и именно она, в виде технической схемы, изображена на рисунке.


Древняя наука и тайны жрецов
Секрет "чуда" древнеегипетской, поющей на восходе солнца, статуи Мемнона, по объяснению Соломона де-Ко, заключался в следующем механическом устройстве: заключенная в постаменте статуи камера A и B была поделена глухой вертикальной перегородкой С на две камеры меньшего размера, наполненные до некоторого уровня водой. Пропущенная через эту перегородку сифонная трубка D позволяла воде из камеры А переливаться в камеру В под влиянием расширения воздуха в камере А, при нагревании ее лучами восходящего с этой стороны солнца. Воздух в камере В, сжимаемый поднимающимся здесь уровнем воды, выходил по трубкам F к отверстиям в голове статуи, где были заложены музыкальные клапаны.




Внутреннее, довольно большое пространство, находившееся в массиве сидения Колосса, было разделено поперечной стенкой С, разделявшей всю полость на две равные камеры А и В. Через стенку была проведена согнутая под углом трубка D, открытые концы которой доходили почти до пола внутреннего пространства. В обеих камерах (А и В) находилась вода, приблизительно до уровня Е. Статуя была направлена таким образом, что уже первые солнечные лучи нагревали воздух и воду в камере А. Расширившийся воздух давил на поверхность воды в А и перегонял воду по трубке D в камеру В, где увеличивающийся объем воды вытеснял воздух кверху по очень тонким трубкам F. Воздух выходил наружу через скрытые в шее Колосса отверстия, производя при этом высокие мелодичные звуки. По мере того, как солнце поднималось выше и двигалось к западу, температура обеих камер сравнивалась, и вода в них возвращалась к одному уровню, который и сохранялся до следующего солнечного восхода.

Сифоны, которые в настоящее время употребляются для поднятия воды на небольшую высоту, в то время заставляли бронзовых птиц и животных пить вино.

Волшебные чаши для вина и неистощимые сосуды питались сифоном из резервуаров, расположенных в соседней комнате, вызывая у непосвященных изумление никогда не убывающим количеством вина, которое все время благоговейно отпивалось верующими.

Очень интересны также и указания древних на использование жрецами, в целях мистификации верующих, известных теперь каждому приемов оптической проекции изображений.

Философ Дамасциус, живший в Афинах в шестом столетии нашей эры, описывает "чудесное видение" в Александрийском храме. Оно сначала появлялось в виде небольшого светлого пятна на стене выше алтаря. Затем, мало-по-малу, это пятно увеличивалось и делалось все более ярким, "пока не превратилось в лицо, сверхъестественной красоты, строгое и в то же время прекрасное". Это видение искусно воспроизводилось жрецами посредством помещения ярко освещенного живописного или скульптурного изображения лица перед вогнутым зеркалом, спрятанным близ алтаря. Изображение проецировалось на стену храма.


Древняя наука и тайны жрецов
"Чудесное видение" в Александрийском храме было изображением статуи, отраженным сферическими зеркалами на белую пелену жертвенного дыма. Восходящие клубы дыма были тем колеблющимся экраном, который давал некоторое подобно кинематографически-подвижной проекции.




Еще более поразительным было видение, когда изображение богов проектировалось на облако дыма, поднимавшееся над алтарем. Колеблющая пелена дыма была тем подвижным экраном, который создавал иллюзию живого трепета черт лица, проектируемого на дымовую завесу. Глаза верующих получали при этом некоторое подобие кинематографически подвижного изображения.

Суеверный народ принимал эти видения за духов, вызванных заклинанием из их призрачного существования. Волшебники-жрецы употребляли для этих проекцией огромные серебряные, безукоризненно изготовленные зеркала.

Когда конструкция последних достигла еще большего совершенства, они начали проектировать уже не живописные изображения, а живые лица.

В качестве богов и демонов фигурировали соответствующим образом одетые люди; в этом случае для того, чтобы призрак не был перевернут вверх ногами, необходимо было наличие двух зеркал.

Тайна авиации была известна нескольким древним чародеям, но сила колдовства здесь играла слишком большую роль, чтобы быть открытой даже посвященным. Так мистическая формула была потеряна, хотя и находилась затем несколько раз снова.

Греческий экспериментатор Архитас, являющийся творцом многих гидравлических приборов, изобрел в 400 году до нашей эры летающего голубя. Опустившись на землю, такой голубь не мог подняться вновь, пока опять не приводился в движение рукой изобретателя. Латинский комментатор второго столетия нашей эры Авлус Геллиус писал, что "эта птица держалась в воздухе благодаря равновесию и одушевлялась духом". Он, однако, прибавлял, что ее движение вызывалось механизмом, заключенным в теле птицы. Теперь мы знаем, что она плавала в воздухе по принципу аэроплана, а дух, приводивший ее в движение, был сжатым воздухом, выходившим из клапана.

Как суеверие, распространенное во всех древних странах, следует отметить привязывание к корабельной мачте меча. Последний был предвестником громоотвода Франклина и свидетельствовал о некотором знакомстве древних с явлениями атмосферного электричества. Употребление меча для защиты от молнии было затем строго запрещено в средние века. Нума, живший за 400 лет до нашей эры и считавшийся римлянами чародеем, производил уже некоторые опыты с атмосферным электричеством. Ученик Нумы, Тулл Гостилий, был убит молнией при повторении этих экспериментов или, как тогда выражались, "жертвоприношений". Расположив на верху храма Юноны систему мечей, притягивавших молнию, Нума достигал различных эффектов внутри храма.

Корабельный громоотвод был результатом его работ, однако, Нума, подобно другим древним изобретателям "чудес", утверждал, что меч, привязанный к верху мачты, служит лучшим средством для сношений с богами и для жертвоприношений Юпитеру.

В книгах греческих историков можно прочитать, что на горе Ларизиум, в юго-восточной части Пелопонеса, называемой Лаконией (в Спарте) во время праздника в честь Вакха, происходившего ранней весной, жрецы, в знак особого расположения бога, получали спелые гроздья винограда. За это "чудо" целиком ответственны теплицы и парники, тайно строившиеся при храмах.

Колеса, кривошипы, валы и поршни, которые приводят в движение наши фабрики и заводы, являлись уже в древности составной частью многих механизмов и машин.

Их применение очевидно, например, в движущихся статуях греческого скульптора Дэдала. Философ Аристотель (384-322 до нашей эры) говорил, что статуи "оживали", благодаря наличию в них ртути; однако, теперь достоверно известно, что движение вызывалось системой колес и гирь, аналогичной современному часовому механизму.
Пер. с англ. М. Горевой.


<Химические вулканы и Фараоновы змеи ч.2> <Химические вулканы ч.1>

< Опыты со щелочными металлами > < Опыты со щелочными металлами 1 > [Эксперименты с ацетиленом] [Эксперименты с ацетиленом, метаном, пропаном и бутаном] [Эксперименты с ацетиленом, метаном, пропаном и бутаном 2] <Эксперименты с пропан-бутановой смесью 1> <Эксперименты с пропан-бутановой смесью 2> <Эксперименты с фосфором ч.1> <Эксперименты с фосфором ч.2> <Эксперименты с водородом 1> <Эксперименты с водородом 2> <Эксперименты с водородом 3> <Хлористый азот (трихлорид азота). Иодистый азот (нитрид иода)> <Перекись ацетона, ГМТД, органические перекиси> <Черный порох> <Кумулятивный эффект (№5 2011)> <Нитроглицерин, Этиленгликольдинитрат, Нитроэфиры, Нитропроизводные> <Огонь от капли воды (№1 2012)> <Огонь на ладони (Холодный огонь)> <Ртуть, Амальгамы, Соединения Ртути>
<Опыты по химии - видео, фотографии, описание, обсуждение (Обсудить на форуме)> [Отправить Комментарий / Сообщение об ошибке]