Оглавление Видео опыты по химии Видео опыты по физике На главную страницу

Химия и Химики № 5 2016

Журнал Химиков-Энтузиастов
Помощь журналуПомощь журналу Химия и Химики




Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка)
Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)


Денис Кокорин / http://enjoy-england.livejournal.com/15663.html


Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter


Вступление
Кто-то из вас, возможно, читал страшную повесть Эдуарда Успенского "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы". Она печаталась в журнале "Пионер" в 1990 году. История действительно жуткая: после ее прочтения я несколько дней боялся ходить ночью в уборную. Мне тогда было 12 лет. Сюжета я, честно говоря, не помню, но в сознании моем сохранились очень яркие образы: красное пятно на стене, откуда время от времени вылезает красная рука, которая душит ребенка, или "бегающие" по стене зеленые глаза, которые тоже каким-то образом убивают детей. К Англии это произведение никакого отношения не имеет. Однако есть в нем нечто такое, что перекликается с историей, которую я хочу рассказать.

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)


Мой дом – оазис счастья
Промышленная революция существенно изменила жизнь Великобритании 19 века. Возникновение фабрик и заводов, создание скоростного транспорта, внедрение в производство машин и оборудования привели к тому, что вещи стали изготавливаться в беспрецедентно больших количествах и продаваться по весьма доступным ценам. Кроме того, развитие частного предпринимательства вызвало необходимость в квалифицированных или, по крайней мере, грамотных сотрудниках. В итоге в стране появилась солидная прослойка людей, умеющих читать и писать, которые устраивались работать служащими в многочисленные компании, фирмы, бюро и конторы. Открывшиеся возможности способствовали тому, что многие сельские жители снимались с насиженных мест и отправлялись ловить удачу в города: если в 1801 году в деревнях проживало примерно 78% населения, то к 1850 – уже около 50% (Britain in the Nineteenth Century 1815-1914, Chris Cook). Иными словами, к середине 19-го столетия в Британии сложился крепкий средний класс (хотя уровень бедности в целом по стране был колоссальный).

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)


Семейство среднего класса
Представители этого класса желали жить по-человечески и могли себе это позволить. А что в первую очередь делает семья, вырвавшаяся из узд нужды? Стремится свить себе уютное гнездышко. Таким образом, возникла концепция дома как райского уголка и цитадели счастья, хранительницей которого была женщина. Более того, именно в эту эпоху начинает использоваться выражение «уровень жизни» (standard of living).

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)
Семейная идиллия, Уильям Пауэлл Фрит, 1856 г.

А в 1851 году у процветающих горожан появилась прекрасная возможность посмотреть, что может предложить отечественная промышленность. С 1 мая по 11 октября в Лондоне прошла «Великая выставка»). Это грандиозное мероприятие посетило около шести миллионов человек. О, какое это было наслаждение, бродить по залам и глазеть на новейшие образцы мебели, посуды, тканей, хитроумных кухонных устройств и прочих замечательных вещей, осознавая, что все это тебе по карману!

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)
Посетители выставки оценивают мебель

Нюансы
Однако несмотря на то, что викторианцы отошли от строгости и сдержанности, господствовавших в дизайне 18 века, и начали считать признаком благополучия яркие краски и вещевое изобилие, не стоило приобретать любой понравившийся предмет. Как писал Джон Раскин, главный авторитет тех времен во всем, что касалось эстетики (в России его упрямо называют Рёскиным): «Хороший вкус – это прежде всего моральное качество… То, что нам нравится, определяет нашу сущность». Поэтому обставлять свое жилое пространство следовало в соответствии с бытовавшими тогда нормами, иначе можно было попасть впросак.

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)
Джон Раскин

- Вы видели этот жуткий сервант у Ричардсонов?

- Да что там сервант, вы посмотрите, какого цвета у них обои!

- Какое убожество!

Кстати, да, обои во второй половине 19 века стали пользоваться невероятной популярностью. С приходом в дома газового освещения городские жители впервые в истории получили возможность наслаждаться яркими цветами в стенах своего жилища. И это обстоятельство вызвало своего рода обойный бум. Однако и тут надлежало соблюдать осторожность: можно было выбрать неправильный оттенок и снова попасть впросак.

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)
Примеры обоев викторианской эпохи

— Не кажется ли тебе, — произнес между двумя глотками мистер Корнер, — что ты ведешь хозяйство совсем не так, как положено.

— Но, дорогой, я попытаюсь… — взмолилась миссис Корнер.

— Где твои книги? — внезапно потребовал мистер Корнер.

— Мои книги? — в изумлении повторила за ним миссис Корнер.

Мистер Корнер грохнул кулаком по столу, и все в комнате, включая миссис Корнер, подпрыгнуло.

— Не водите меня за нос, моя милая, — сказал мистер Корнер, — вы прекраснаете, что ямьюду ваши книги по веденизяйству.

(Джером К.Джером. Миссис Корнер расплачивается).


К счастью для домохозяек, книжные лавки ломились от всяческой литературы по «веденизяйству»: от журналов и газет (Englishwoman’s Domestic Magazine, The Ladies Treasury - household magazine, Lady’s Pictorial – newspaper for the home, The queen – lady’s newspaper и т.д.) до увесистых энциклопедий. Одним из наиболее ярких примеров таких пособий можно считать Cassell’s Household Guide, где содержались ответы на любые бытовые вопросы: как приготовить завтрак, как обставить квартиру, как запрячь лошадь, как избавиться от кашля и т.д. Так вот, в этой книге в разделе Principle of good taste in household furniture and decoration сообщалось, что лучше всего для интерьера (да и вообще) подходят оттенки зеленого, так как этот цвет оказывает исключительно благотворное воздействие на глаза (глаз отдыхает). При этом автор этого кладезя житейской мудрости советовал не злоупотреблять желто-красными тонами, ибо их выбирают только мужланы и дикари.

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)


Нетрудно догадаться, что спрос на зеленые обои был просто космический. И все были довольны: производители получали огромные доходы, а потребители – стильные апартаменты. Однако на пике популярности продукта в городах стали происходить неприятные вещи.

Хм…

«Ночью 13 декабря 1876 года один молодой человек (возраст 22 года) почувствовал себя очень плохо. Симптомы: понос, рвота, рези в животе…» Объявление появилось в одной из известных в то время газет. И что характерно: это было далеко не единственное сообщение подобного рода. «Ребенок обнаружен в полукоматозном состоянии», «Неожиданная смерть», «Скончался через несколько часов после…» Что же это, черт возьми, такое?

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)


А вот что!
В 1778 году шведский химик немецкого происхождения Карл Вильгельм Шееле экспериментировал с мышьяком. В результате опытов [говорят, он смешал поташ (карбонат калия) и белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид, или оксид мышьяка (III)) в растворе медного купороса] ему удалось получить зеленый пигмент необыкновенной красоты. Этот краситель тутже начали использовать… практически во всем [K1].

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)
Карл Шееле

Примерно 60 лет спустя уже немецкий химик Леопольд Гмелин отметил, что в помещениях с высокой влажностью, на стенах которых поклеены зеленые обои, пахнет мышами. Он тут же решил, что речь идет о какодиловой кислоте – мышьяковидном соединении высокой токсичности [K2]. Недолго думая, Гмелин написал заметку в газете Karslruher Zeitung, настоятельно рекомендуя гражданам воздержаться от покупки зеленых обоев ввиду их опасности для здоровья и жизни. Клич был услышан, и впоследствии «зелень Шееле» в Германии использовать запретили.

Случай в Бирмингеме
Зимой 1856 года пара зажиточных горожан пожаловалась доктору Уильяму Хайндсу на ухудшение самочувствия. «Слабость, першит в горле, воспалены глаза, головные боли». Даже их попугай утратил былую энергию, отказывался от еды и постоянно пил. Дело дошло до того, что им пришлось уехать на море. И, о счастье, их состояние заметно улучшилось. «Это все от усталости. Надо себя жалеть». Однако стоило им вернуться, как проблемы со здоровьем возобновились.

Ситуация стала настолько угрожающей, что супруги начали подумывать о загробной жизни. Попугай в том числе – бедная птаха беспомощно валялась на дне клетки, будучи не в состоянии поднять голову, чтобы сделать глоток воды. Но в какой-то момент их вдруг осенило, что неприятности начались вскоре после того, как они обклеили несколько комнат зелеными обоями. «Давай избавимся от этой гадости. Это наш последний шанс». От гадости избавились, и уже через неделю здоровье восстановилось. «Великобритания находится в состоянии медленного самоотравления», - скажет позже доктор Хайндс.

Шум
Короче говоря, в британской прессе поднялась шумиха, что, мол, проклятые промышленники и жадные до денег коммерсанты добавляют в предметы домашнего обихода яд и, как говориться, в ус не дуют. А между тем в стране умирают люди. Промышленники же и коммерсанты в свою очередь утверждали, что все это происки конкурентов, что их продукция совершенно безопасна, и чтобы это доказать, они даже готовы устроить публичное поедание обоев.

Особенно интересна позиция Уильяма Морриса – виднейшего дизайнера по ткани и мебели, художника, поэта, социалиста, неформального лидера «Движения искусств и ремесел» и так далее. Он, в частности, разрабатывал дизайн обоев, в которых применялась «зелень Шееле». Однако помимо всего прочего этот замечательный человек, притом убежденный социалист, был, извините, акционером и директором одной из крупнейших шахт по добыче меди и мышьяка - Devon Great Consols (прошу прощения у горняков – я совершенно незнаком с этой областью). Это дело приносило ему нешуточные барыши, поэтому он, естественно, рьяно отстаивал безвредность мышьячных обоев.

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black bedsheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)
Дизайн обоев Уильяма Морриса

В историю даже вовлеклась королева Виктория. Рассказывают, что однажды в Букингемском дворце остановился некий сановник. Переночевав в выделенных ему покоях, он наутро должен был явиться в назначенное время «ко двору», однако не явился, чем очень разозлил Ее Величество. Когда же этот человек все-таки пришел, он долго извинялся, мол, простите, государыня, я очень плохо себя почувствовал, должно быть, это из-за зеленых обоев в моей комнате. Виктория пришла от этого в ужас и приказала сорвать со стен дворца всю «зелень».

Тем не менее, парламентарии отказались рассматривать дело о запрете использования вредного красителя. Очевидно, среди них были заинтересованные в производстве люди. И тогда за дело взялись газетчики: в прессе стали регулярно появляться заметки с призывами к населению отказаться от стильного цвета и приобретать обои «free from arsenic» (не содержащих мышьяка).

Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black sheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)


Акция возымела успех: в 1880-х годах промышленникам пришлось смириться и изменить технологию производства. Хотя, есть мнение, что некоторые ловкачи продолжали использовать ядовитые красители, откровенно плюя на здоровье своих сограждан.

Десерт
На десерт у нас будет Наполеон. Но не торт, а Бонапарт. Говорят, он умер от рака. Возможно, это и так. Однако имеются и другие версии, ведь на пряди волос бывшего императора был обнаружен мышьяк. Лично я к теориям заговора отношусь крайне скептически. Но факты, знаете ли, вещь упрямая: на стенах спальни полководца были обои с зеленым рисунком…

А какого цвета обои в твоей спальне?!!


Красная рука, черная простыня и зеленые обои (о токсичности мышьяка). Red hand, black sheet and green wallpaper (about arsenic toxicity)




Комментарии
К1 Зелень Шееле По химическому составу зелень Шееле представляет собой основную мышьяковистокислую соль меди состава Cu(AsO2)2·nCu(ОН)2·mH2O, в которой п = 1, 2, 3, а содержание воды может изменяться в определенных пределах.

Цвет зелени Шееле колеблется от светло- до темно-зеленого в зависимости от ее основности. Наибольшее значение имеют светло-зеленые сорта. Зелень Шееле легко растворяется в кислотах и аммиаке, но устойчива к действию горячей воды и к нагреванию до 150°; вследствие содержания меди и мышьяковистой кислоты она очень ядовита.

Соотношение между реагентами для получения основной мышьяковистокислой соли меди может сильно изменяться в зависимости от основности получаемого продукта. В качестве примера можно привести две рецептуры (в вес. ч.):

  № 1 № 2
Поташ K2CO3 100 -
Сода кальцинированная Na2CO3 - 44
Мышьяковистый ангидрид As2O3 34.3 26.5
Медный купорос CuSO4·5H2O 100 100
Выход готового пигмента 58 56


Для получения пигмента мышьяковистый ангидрид растворяют в водном растворе поташа или соды таким образом, чтобы при этом происходило едва заметное выделение углекислого газа. Затем горячий раствор мышьяковистого натрия или калия приливают при слабом размешивании к горячему раствору медного купороса. Выпадающий сине-зеленый осадок при последующем более энергичном размешивании принимает светло-зеленую окраску. Это сопровождается сильным пенообразованием вследствие перехода первоначально получающейся углекислой меди в мышьяковистокислую медь. Выпадение пигмента в осадок происходит очень медленно и не полностью. Частично осветленный маточный раствор сливают с осадка, который сразу же отделяют от воды на нутч-фильтре, а затем промывают горячей водой до исчезновения в промывной воде ионов SO42- (допускаются только следы).

Реакция образования пигмента по рецептуре № 2 может быть представлена уравнением:

As2O3 + 3Na2CO3 + 3CuSO4 + 2H2O = Cu(AsO2)2·2Cu(ОН)2 + 3Na2SO4 + 3CO2

Из этого уравнения видно, что сода вводится в реакцию в количестве, необходимом для получения соли ортомышьяковистой кислоты Na3AsO3; в качестве конечного продукта получается соль метамышьяковистой кислоты Cu(AsO2)2·2Cu(ОН)2. Если же взять меньшее количество соды (из расчета получения NaAsO2), то реакция проходит неполно.

По рецептуре № 1 получается основная соль состава 4Cu(AsO2)2·5Cu(ОН)2; поташ для растворения мышьяковистого ангидрида берется с значительным избытком.

Беленький Е.Ф., Рискин И.В. - Химия и технология пигментов. Л.: ГНТИХЛ, 1960 [Ссылка]

Зелень Шееле


К2 КАКОДИЛОВАЯ КИСЛОТА - Диметиларсиновая кислота.

КАКОДИЛОВАЯ КИСЛОТА - Диметиларсиновая кислота

Белое кристаллическое вещество, т. пл. 192-198°С. Хорошо растворима в воде (как и ее соли со щелочными металлами), плохо растворима в гидрофобных органических растворителях. ЛД50 для крыс - 700 мг/кг.

К3 Мне знакомый физик поведал, что примерно в 80-90-х годах он подрабатывал на предприятии, где выращивали кристаллы для лазерной/полупроводниковой техники, и химики, которые непосредственно "соприкасались" с реактивами долго там не работали, заболевали и, как он выразился, "в последствии гнили заживо", а работающие выглядели нездорово. Помимо летучих галогенидов металлов, там активно применялись соединения мышьяка.


<Фосфорная кислота, фосфаты. Мышьяк, Сурьма, Висмут и их соединения>

<Химические вулканы и Фараоновы змеи ч.2> <Химические вулканы ч.1> < Опыты со щелочными металлами > < Опыты со щелочными металлами 1 > [Эксперименты с ацетиленом] [Эксперименты с ацетиленом, метаном, пропаном и бутаном] [Эксперименты с ацетиленом, метаном, пропаном и бутаном 2] <Эксперименты с пропан-бутановой смесью 1> <Эксперименты с пропан-бутановой смесью 2> <Эксперименты с фосфором ч.1> <Эксперименты с фосфором ч.2> <Эксперименты с водородом 1> <Эксперименты с водородом 2> <Эксперименты с водородом 3> <Хлористый азот (трихлорид азота). Иодистый азот (нитрид иода)> <Перекись ацетона, ГМТД, органические перекиси> <Черный порох> <Кумулятивный эффект (№5 2011)> <Нитроглицерин, Этиленгликольдинитрат, Нитроэфиры, Нитропроизводные> <Огонь от капли воды (№1 2012)> <Огонь на ладони (Холодный огонь)> <Ртуть, Амальгамы, Соединения Ртути>
<Мышьяк (токсикология, отравления) (Обсудить на форуме)> [Отправить Комментарий / Сообщение об ошибке]