Форум Химиков - Энтузиастов. Химия и Химики
http://chemistry-chemists.com/forum/

Олимпиадные задачи
http://chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php?f=28&t=26
Page 64 of 66

Author:  Volodymyr [ 14 May 2020 10:18 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Вопрос уровня продвинутых школьников:

Как можно получить стирол из полистирола и этилен из полиэтилена?

Author:  Вася Химикат [ 16 May 2020 15:27 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Только во втором случае этилен будет не основным продуктом, а лишь одним из многих.
Более характерным "напарником" полистирола (для иллюстрации подобных процессов) в практикумах чаще выступает полиметилметакрилат.

Author:  Volodymyr [ 16 May 2020 18:33 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Полистирол - для отвода глаз. Имелось в вижу, что полиэтилен дает при термолизе в т.ч. и этилен, но очень мало. Так же ведут себя высшие парафины (к которым он, фактически, принадлежит).

Насчет полиметилметакрилата - коллега делал. Там тоже не все гладко - в перегонной колбе осталось много смолы.

Author:  Volodymyr [ 12 Aug 2020 21:57 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Слабенький вопрос:
Почему в этой периодической системе символы одних элементов напечатаны черным шрифтом, а других - белым?
Attachment:
1.png
1.png [ 1.08 MiB | Viewed 16771 times ]

Author:  Юрий Денисов [ 12 Aug 2020 22:02 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Белым напечатаны те, что не имеют [относительно] стабильных изотопов

Author:  Volodymyr [ 12 Aug 2020 22:07 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Например, нептуний-237, имеет период полураспада 2,144 миллиона лет, но символ элемента напечатан белым.

Author:  Юрий Денисов [ 12 Aug 2020 22:15 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Volodymyr wrote:
Например, нептуний-237, имеет период полураспада 2,144 миллиона лет, но символ элемента напечатан белым.

Тогда белым выделены элементы полученные искусственно.

P.S. В условиях олимпиады вряд ли возможно найти таблицу с периодами полураспада изотопов.

Author:  Volodymyr [ 12 Aug 2020 23:04 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Белым цветом выделены элементы, которые не встречаются в природе (или встречаются только в следовых количествах) и были получены искусственно.

Author:  Volodymyr [ 30 Aug 2020 17:01 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Как известно, многие необходимые, а часто - банальные вещи находятся под запретом. Например, соляная кислота (раньше домохозяйки ней мыли унитазы) или серная кислота (используется в свинцовых аккумуляторах, которые распространены в автомобилях).
Такое положение дел не ново. В качестве примера приведу цитату из книги Ю.А. Золотов - Химики ещё шутят http://chemistry-chemists.com/N2_2012/H ... 12-H2.html
Quote:
Турецкий цензор конца XIX века запретил издание учебника химии, увидев в изображении Н2О пасквиль на султана Хамида II. Формулу цензор прочитал так: "Хамид II - нуль".

Теперь вопрос:

Какой химический элемент необходимо запретить за оскорбление чувств верующих?

Author:  Вася Химикат [ 30 Aug 2020 23:57 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Находить поводы для запретов - это вообще легко.

По аналогии с упомянутым примером можно запретить Co и Mo - за якобы приравнивание к нулю слов "christiаnitу" (или "саtholicism") и "mоhаmmedanism" соответственно.
Cr и Gd - за мимикрию каких-то недостойных элементов под нечто божественное (Crist - Old English for Christ; Gd = G(o)d).
Xe - за неправомерное использование изображения креста.
Al - за небогоугодный порядковый номер в периодической системе.
At - за неприкрытую пропаганду аthеism'а.
И т.д. :)

Author:  Volodymyr [ 31 Aug 2020 00:24 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Ну я не имел в виду уровень цензуры времен последнего султана Турции.
Там название напрямую указывает - без всяких ребусов. И элемент, а особенно - его соединения и некоторые минералы.

Author:  Юрий Денисов [ 31 Aug 2020 00:29 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Volodymyr wrote:
Ну я не имел в виду уровень цензуры времен последнего султана Турции.
Там название напрямую указывает - без всяких ребусов. И элемент, а особенно - его соединения и некоторые минералы.

Возможно золото - aurum. Созвучно со странным словом аура.

Author:  Вася Химикат [ 31 Aug 2020 00:52 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Антимоний.

Author:  Volodymyr [ 31 Aug 2020 09:54 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Да: антимоний (элемент сурьма), антимониды, антимонаты, антимонит (минерал Sb2S3 - сульфид сурьмы).

Плюс - художественный рассказ Ярослава Гашека - Камень жизни http://chemistry-chemists.com/N4_2009/H ... -H1-1.html, где расписана практическая сторона вопроса
Image

Author:  Вася Химикат [ 24 Sep 2020 00:18 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Какой гормон довелось в своё время без особого труда получать в пробирке многим школьникам?

Author:  Юрий Денисов [ 24 Sep 2020 00:33 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Вася Химикат wrote:
Какой гормон довелось в своё время без особого труда получать в пробирке многим школьникам?

Этилен - гормон растений?

Author:  Вася Химикат [ 24 Sep 2020 02:24 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Да.
Биологическая активность этилена
Quote:
Как показано в опытах Д.Н. Нелюбова, этилен угнетает рост стебля в длину и вызывает его утолщение. Впоследствии ученые выяснили, что это происходит за счет изменения направления роста клеток стебля, которому соответствует изменение ориентации элементов цитоскелета. Этилен подавляет рост корня, ускоряет старение, что хорошо прослеживается на листьях и цветках растений. Этилен ускоряет также созревание плодов, вызывает опадение листьев и плодов. Он индуцирует образование в черешке специального отделительного слоя клеток, по которому происходит отрыв листа от растения, а на месте отрыва вместо ранки остается индуцированный этиленом защитный слой клеток с опробковевшими стенками. Этот фитогормон влияет на пол цветков, вызывая образование женских цветков у растений, для которых характерны раздельные женские и мужские цветки, например у огурца, тыквы и кабачков.

Образование корней на стебле и формирование в стебле особой ткани - аэренхимы, по которой кислород поступает в корни, индуцируются этиленом. Это спасает растения в условиях кислородного голодания корней, в которое они попадают при затоплении почвы. Помимо этого этилен вызывает и другие изменения в растениях. Например, эпинастию, изменяющую угол наклона листа по отношению к стеблю (листья опускаются).

В ответах растений на различные повреждающие воздействия - механические, химические и биологические - также участвует этилен. Он вовлекается в ответ растений на атаку патогенов. Этилен включает системы защиты растений от патогенов. При этом он индуцирует синтез большого числа ферментов, например ферментов, разрушающих клеточную стенку грибов (хитиназы, специфические глюканазы), а также ферментов, участвующих в синтезе фитоалексинов - соединений, ядовитых для патогена.

При поранении растений происходят синтез и выделение этилена. Есть данные о том, что при объедании листьев древесных растений животными объеденное растение выделяет этилен и под его воздействием в листьях соседних растений могут синтезироваться вещества, делающие листья невкусными для животных.
http://window.edu.ru/resource/492/20492 ... 11_078.pdf

Author:  Volodymyr5 [ 24 Sep 2020 13:28 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Вася Химикат wrote:
Какой гормон довелось в своё время без особого труда получать в пробирке многим школьникам?

Офтоп. Не только школьникам. Оказалось, что купить этилен в Украине в количестве один - несколько баллонов очень сложно. На полном серьезе думаем его получать для синтезов. Кстати, методика мне не попадалась (за исключением демонстрационных опытов для школы/университета) - находил только банальные упоминания, что этилен в лабораториях получают редко.

Author:  antabu [ 25 Sep 2020 06:02 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

При некоторых условиях деполимеризацией полиэтилена в серной кислоте главным продуктом будет этилен. Кислота - катализатор.

Author:  Иван228 [ 18 Apr 2021 17:10 ]
Post subject:  Re: Олимпиадные задачи

Здравствуйте, помогите решить задачу, пожалуйста.
Белое кристаллическое вещество А плавится при 210°, а кипит при 400° и относится к классу солей. Массовая доля натрия в А составляет 58,93%, а его мольная доля 25%. Оно очень чувствительно к влаге, поэтому хранить его следует в специальных условиях, исключающих контакт с водой.
Установите состав вещества А и его формулу.
Спасибо.

Page 64 of 66 All times are UTC [ DST ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/