На главную страницу сайта Опыты по химии Химический Юмор. Научный Юмор Опыты по физике    



Форум Химиков - Энтузиастов. Химия и Химики

Эксперименты по Химии - Практическая Химия - Книги по Химии - Физика – Астрономия – Биология – Научный Юмор
Прежде чем отправить свое сообщение - ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ ФОРУМА.
Прежде чем создать новую тему - воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно, аналогичная тема уже есть

All times are UTC [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 390 posts ]  Go to page Previous  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  Next

Как вы оцениваете преподавание химии в школе
Отлично 7%  7%  [ 10 ]
Хорошо 15%  15%  [ 21 ]
Удовлетворительно 31%  31%  [ 45 ]
Плохо 25%  25%  [ 36 ]
Очень плохо 22%  22%  [ 31 ]
Total votes : 143
Author Message
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 19 May 2013 22:42 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
Раньше для "особого" контингента существовали "особые" (специальные) школы. Неадекватных детей они, естественно, не перевоспитывали, но хотя бы изолировали их от окружающих. По сути, это были детские тюрьмы.

Сейчас такой контингент, судя по всему, попадает в обычные школы. Последствия демонстрирует видеоролик.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 19 May 2013 23:40 
Offline
Участник
Участник

Joined: 07 Jan 2013 23:07
Posts: 134
Учитывая количество "контингента", 90% школ надо сделать спецзаведениями тюремного типа и набирать туда не учителей, а надзирателей- садистов. Проблема в том, что нас научили быть "толерантными" к малолетним уродам. Хотя есть у меня теория, что один человек может испортить класс (сам учусь в классе, где 2 придурка превратили нормальных детей в себе подобных). Как говорил бесконечно мною уважаемый учитель истории (образованнейший человек, знал 6 языков, именно его больше всего унижали ученики на уроках): маленький кусочек дерьма портит большую тарелку салата.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 19 May 2013 23:55 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
В отличие от меня Александр изучал педагогику в университете и прошел пед. практику в школе. Когда я в двух словах рассказал ему содержание ролика, он первым делом отметил, что:

если эти "юные дарования" ведут так себя с учителем, то парочка таких "дарований" может устроить террор всем остальным ученикам в классе.

Если учитель не реагирует и игнорирует - он поощряет такое поведение. Если он физически не может взять нахала за ухо (как в данном случае) - существует масса других методов. Получив парочку настоящих пинков (не в прямом, а в переносном смысле), такие нахалы, как правило, становятся тише воды, ниже травы.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 01:10 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
В ходе своей деятельности преподаватели сталкиваются с нарушениями дисциплины, но это явление, как мне кажется, обычное дело для подростков, особенно с нынешним низким в массе уровнем культуры и воспитания.
Проблема обучения, на мой взгляд, заключается ещё и в другом. Администрация всегда упорно настаивает на сохранении численности контингента обучающихся, при этом никто не заботится о качестве этого контингента. Такое положение дел нисколько не стимулирут студента(обучающегося) к успешной учёбе. Студент(обучающийся) знает, что отчисления администрация будет пытаться избежать, или отсрочит его максимально, ради сохранения численности.
Такое положение дел по-видимому обусловлено т.н. "подушевым" финансированием, и зарплата основного персонала в учебных заведениях сильно зависит от числа студентов или обучающихся.

Как только начинаю рассуждать на подобные темы, прихожу к такому заключению: нынешнему положению дел мы обязаны прогнившей системе образования, начиная со школы и воспитанию детей на культе потребления, а не на уважении к труду.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 01:16 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
Слышал такое понятие, применяемое в отношении студентов или школьников - необучаемый.
Как вы считаете, что следует понимать под этим?
Мне почему-то не верится, что есть совершенно бестолковые и безразличные люди, которых невозможно заинтересовать или увлечь.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 01:59 
Offline
Участник
Участник

Joined: 20 Feb 2011 14:28
Posts: 108
Необучаемые - это те у кого есть отклонения в развитии, и то кое-чему их научить можно. Если человек хочет научится он научится.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 02:19 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
Archer wrote:
Слышал такое понятие, применяемое в отношении студентов или школьников - необучаемый.
Как вы считаете, что следует понимать под этим?
Мне почему-то не верится, что есть совершенно бестолковые и безразличные люди, которых невозможно заинтересовать или увлечь.

Безразличных людей практически нет, но людей, безразличных к обучению - достаточно много. Их мировоззрение и система ценностей сформировалась так, что научным знаниям в ней нет места. Преодолеть этот барьер может либо талантливый педагог (коих единицы), либо садист, которому поставили задачу вбить знания силой.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 02:37 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
Бывает так, что люди не понимают целесообразности изучения какого-либо материала. Например, часто тяжело идёт у учащихся тригонометрия.
Часто учащиеся не представляют себе практического применения знаний, и это охлаждает интерес.
Очень полезно было бы рекомендовать школьникам такую литературу, как "Таинственный остров" Жюль Верна. Не знаю, рассматривается ли это произведение в курсе литературы в школе.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 02:39 
Offline
Гуру
Гуру
User avatar

Joined: 09 Sep 2010 19:23
Posts: 6154
ЕМНИП нам задавали Жюля Верна читать на лето.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 02:43 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
Vladimir wrote:
Их мировоззрение и система ценностей сформировалась так, что научным знаниям в ней нет места.

Однажды мне довелось услышать коментарий девушки(ученицы), которая верно не хотела учиться, цитирую: "Пока я буду с учебниками сидеть, все подруги мужиков себе богатых уже найдут, а я букварём прослыву."


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 02:46 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
Archer wrote:
Бывает так, что люди не понимают целесообразности изучения какого-либо материала. Например, часто тяжело идёт у учащихся тригонометрия.
Часто учащиеся не представляют себе практического применения знаний, и это охлаждает интерес.
Очень полезно было бы рекомендовать школьникам такую литературу, как "Таинственный остров" Жюль Верна. Не знаю, рассматривается ли это произведение в курсе литературы в школе.

А вот этим как раз грешат "новые" учебники: оторванность от жизни вообще, от практики - в частности и ужасающее отсутствие наглядности.

Возможно кухарка и может управлять государством, но писать учебники химии кухарка не может. А ведь пишет - и таких примеров масса.

Кстати, тут многое зависит как раз от преподавателя, например, я несколько раз слушал лекции моего второго научного руководителя профессора Нагорного. Так вот, он делал упор именно на том, где это и это применяется и для чего именно оно нужно. К сожалению, таких преподавателей мало.
Офтоп
Кстати, один раз попал на занятие и к первому научному руководителю - профессору Щегрову (причем так, что он меня не видел). Его "лекция" больше всего напоминала беседу надзирателя с заключенными.

________________________________

Насчет "Таинственного острова": когда я учился, его включили в программу, но читать заставляли из-под палки с сегодня на вчера. А потом задавали вопросы вроде:
Что случилось с Топом и Юпом, сколько пушек было у пиратов и т.п.
При таком подходе и к самой интересной книге можно привить отвращение.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 03:21 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
Полагаю, дело ещё не только в учебниках, но и в образовательных стандартах, которыми определяется нагрузка по дисциплине и результаты обученности. Преподаватели в таком случае обязаны "плясать под дудку" чиновников от образования в части подбора материала и литературы для обучения.
В школьных условиях преподаватели наверное больше стеснены рамками программ и стандартов, нежели преподаватели колледжей и университетов.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 03:45 
Offline
Модератор
Модератор
User avatar

Joined: 17 Nov 2009 04:45
Posts: 12792
Location: г. Волгоград
А потом выяснилось, что это был всего лишь розыгрышь:
http://www.rupor.info/news-obshhestvo/2 ... lem-himii/

_________________
Accidit in puncto quod non speratur in anno


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 04:00 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
Upsidesium wrote:
А потом выяснилось, что это был всего лишь розыгрышь:
http://www.rupor.info/news-obshhestvo/2 ... lem-himii/

В каждой шутке лишь доля шутки. Подобных видео имеется достаточное количество.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 05:18 
Offline
Модератор
Модератор
User avatar

Joined: 17 Nov 2009 04:45
Posts: 12792
Location: г. Волгоград
Да это увы так, причем некоторые "детки" не гнушаются и рукоприкладства.
_____________
В моем классе тоже был один индивид с вызывающем поведением. Ну руки само собой не распускал (15 лет назад за это можно было нехилых 3,14здюлей получить), однако поведение было ужасным. И вот однажды у одного из учителей просто лопнуло терпение и она написала докладную. На педсовете "герой" напустил полные штаны. Его простили, но с тех пор он стал тише воды, ниже травы.
А современных детей пальцем тронуть нельзя - засудят. Причина банальна - педофилия, жестокое обращение с детьми используется современной властью для отвлечения внимания народа от реальной ситуации в стране.

_________________
Accidit in puncto quod non speratur in anno


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 20 May 2013 16:30 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
Archer wrote:
В школьных условиях преподаватели наверное больше стеснены рамками программ и стандартов, нежели преподаватели колледжей и университетов.

Так и есть: школьные учителя (в частности - учителя химии) связаны по рукам и ногам. Они обязаны следовать программе, установленной министерством и вынуждены использовать только те учебники, которые присылали в конкретную школу. Не редко оказывается, что эти учебники годны только в макулатуру.

Если учитель - конформист, в такой ситуации он себя чувствует, как рыба в воде (в случае чего - есть на что вину спихнуть).
Если учитель - энтузиаст, для него все это смерти подобно.

P.S. Примерно год назад в одной из тем учитель (который, как потом выяснилось преподавал аж 1-2 часа в неделю) устроил скандал:
вы же редактор химического журнала - почему же вы не идете работать в школу!?

На это я ответил, что не хочу связывать себя по рукам и ногам, но хочу принести пользу для химии и образования.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 22 May 2013 03:24 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Nov 2009 10:01
Posts: 523
Верн
Archer wrote:
Бывает так, что люди не понимают целесообразности изучения какого-либо материала. Например, часто тяжело идёт у учащихся тригонометрия.
Часто учащиеся не представляют себе практического применения знаний, и это охлаждает интерес.
Очень полезно было бы рекомендовать школьникам такую литературу, как "Таинственный остров" Жюль Верна. Не знаю, рассматривается ли это произведение в курсе литературы в школе.

Нам не задавали Жюль Верна читать вообще, вместо него были всякие маяковские и пушкины. Понять их теми детскими мозгами было практически невозможно, но обязяловка процветала... А еще и сочинения писать надо было, типа "что хотел сказать автор". Ужас, как вспомню - до сих пор не понимаю, как не завалил выпускное сочинение.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 22 May 2013 16:10 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
Termoyad wrote:
А еще и сочинения писать надо было, типа "что хотел сказать автор". Ужас, как вспомню - до сих пор не понимаю, как не завалил выпускное сочинение.

Как правило, абсурд хорошо заметен со стороны, но плохо - когда ты сам в нем по уши.
К сожалению, таких "моментов" полно и в школьной программе химии, но многие к ним привыкли, поэтому не ощущают абсурда.

P.S. Насчет уроков литературы: позже этому явлению придумали хорошее название:
"Синдром поиска глубинного смысла" http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D ... 0%BB%D0%B0

Станислав Лем едко высмеял его в рассказе Гигамеш, который написан в форме рецензии на несуществующую книгу.
Станислав Лем. "Гигамеш"
Stanislaw Lem. "Gigamesh" (1971). Пер. с польск. - К.Душенко.
"Собрание сочинений", т.10. М., "Текст", 1995.
OCR & spellcheck by HarryFan, 11 April 2001
-----------------------------------------------------------------------

Patrick Hannahan "GIGAMESH" (Trans world Publishers - London)


Вот романист, который позавидовал лаврам Джойса. Автор "Улисса" всю
"Одиссею" уместил в одном-единственном дублинском дне, фоном La belle
epoque [прекрасной эпохи (фр.), то есть кануна первой мировой войны]
сделал адский дворец Цирцеи, сплел для торгового агента Блума петлю из
трусиков Герты Мак-Дауэлл, лавиной в четыреста тысяч слов обрушился на
викторианство, изничтожив его всеми стилями, какими только располагало
перо, от потока сознания до следственного протокола. Разве не было уже это
кульминацией жанра романа, а заодно - пышным его погребением в семейном
склепе искусств (в "Улиссе" немало и музыки)? Как видно, нет; как видно,
сам Джойс думал иначе, коль скоро решил идти дальше и написать книгу,
которая не только сфокусировала бы всю культуру на _одном_ языке, но стала
бы _всеязыковым_ фокусом, спустилась до самого фундамента вавилонской
башни. Мы не намерены ни подтверждать, ни отрицать великолепия "Улисса" и
"Поминок по Финнегану", своею двойною дерзостью аппроксимирующих
бесконечность. Одинокая рецензия ничего не прибавит к Гималаям почестей и
проклятий, придавившим оба эти романа. Ясно одно: Патрик Ханнахан,
соотечественник Джойса, никогда бы не написал своего "Гигамеша", если б не
великий пример, воспринятый им как вызов.
Казалось бы, этот замысел заведомо обречен на неудачу. Создавать
второго "Улисса" бессмысленно, второго "Финнегана" - тоже. На вершинах
искусства в зачет идут только свершения первопроходцев, подобно тому как в
истории альпинизма - лишь первое восхождение по непокоренной стене.
Ханнахан, весьма снисходительный к "Поминкам по Финнегану", "Улисса"
ставит невысоко. "Что за мысль, - говорит он, - запихнуть, под видом
Ирландии, европейский девятнадцатый век в замшелый саркофаг "Одиссеи"!
Оригинал Гомера - сам сомнительного качества. Это античный комикс, который
воспевает супермена Улисса и имеет свой хеппи-энд. Ex ungue leonem [по
когтям (узнают) льва (лат.)]: по выбору образца узнается калибр писателя.
Ведь "Одиссея" - плагиат "Гильгамеша", переиначенного на потребу греческой
публике. То, что в вавилонском эпосе было трагедией борьбы, увенчанной
поражением, греки переделали в живописную авантюрную поездку по
Средиземному морю. "Navigare necesse est", "жизнь - это странствие" - тоже
мне, великие житейские мудрости. "Одиссея" - плагиат самого худшего
разбора, ибо сводит на нет все величие подвига Гильгамеша".
Надо признать, что в "Гильгамеше", как учит шумерология, и впрямь
содержатся мотивы, которыми воспользовался Гомер, например, мотив Одиссея,
Цирцеи или Харона, и что это едва ли не самая старая версия трагической
онтологии; ее герой, говоря словами Райнера Марии Рильке, сказанными
тридцать шесть столетий спустя, "Ждет, чтобы высшее начало Его все чаще
побеждало, Чтобы расти ему в ответ". Человеческая судьба как борьба,
неизбежно ведущая к поражению, - таков конечный смысл "Гильгамеша".
Вот почему Патрик Ханнахан именно на основе вавилонского эпоса
развернул свое эпическое полотно, весьма своеобразное, заметим, поскольку
действие "Гигамеша" крайне ограничено во времени и пространстве.
Закоренелый гангстер, наемный убийца, американский солдат времен последней
мировой войны, G.I.J.Maesh (т.е. "Джи Ай Джо" - Governement Issue Joe, или
"Джо в государственном издании", как называли рядовых американской армии),
изобличенный в своих преступлениях благодаря доносу некоего Н.Кидди,
приговорен военным трибуналом к повешению в городишке округа Норфолк, где
расположена его часть. Романное время длится 36 минут - именно столько
нужно, чтобы доставить смертника из тюрьмы к месту исполнения приговора. В
финале возникает образ петли: чернея на фоне ясного неба, она обвивает шею
спокойно стоящего Меша. Он-то и есть Гильгамеш, герой-полубог вавилонского
эпоса, а отправивший его на виселицу старый приятель Н.Кидди - не кто
иной, как ближайший соратник Гильгамеша, Энкиду, сотворенный богами ему на
погибель. При таком изложении бросается в глаза сходство творческих
принципов "Улисса" и "Гигамеша". Справедливость требует подчеркнуть
различия. Сделать это тем легче, что Ханнахан - в отличие от Джойса! -
снабдил свою книгу "Истолкованием", которое вдвое толще самого романа
(если быть точным: в "Гигамеше" 395 страниц, в "Истолковании" - 847). О
методе Ханнахана мы можем судить уже по первому семидесятистраничному
разделу "Истолкования", где объясняется, какое богатство ассоциаций таится
в одном-единственном слове, а именно в заголовке. "Гигамеш", во-первых,
прямо указывает "на "Гильгамеша", то есть на свой мифический прообраз, как
и у Джойса - ведь его "Улисс" отсылает к античности прежде, чем мы
успеваем прочесть первое слово повествования. Пропуск буквы "Л" в заглавии
отнюдь не случаен; "Л" - это Люцифер, Lucipherus, Князь Тьмы,
присутствующий в романе, однако открыто не появляющийся. А следовательно,
буква "Л" так относится к заглавию "Гигамеш", как Люцифер - к романным
событиям: присутствует, но _незримо_. Отсылая нас к Логосу, "Л" указывает
на Начало (Божественное Творящее Слово); отсылая к Лаокоону - на Конец
(ведь конец Лаокоону пришел из-за змей: он был _удушен_, как будет удушен
- посредством странгуляции - герой "Гигамеша"), "Л" содержит в себе еще 97
отсылок, но мы не можем перечислить их здесь.
Далее: "Гигамеш" - это "A GIGAntic MESS" - сумбур, беда, постигшая
героя, - он ведь приговорен к повешению. С именем героя перекликаются
также: "gig" - гичка (Меш топил свои жертвы в шлюпке, перед тем облив их
цементом); "GIGgle" - адский хохот - отсылка (N_1) к музыкальному
лейтмотиву сошествия во ад согласно "Klage Dr.Fausti" ["Жалоба доктора
Фаустуса" (нем.)]; ниже мы еще скажем об этом. ГИГА - это: а) итальянское
giga - скрипка (снова намек на музыкальный подтекст эпоса); b) в слове
ГИГАВАТТЫ "ГИГА" означает миллиарды единиц мощности, в нашем случае -
мощности Зла, т.е. технической цивилизации. "Geegh" - это древнекельтское
"прочь" или "вон". От итальянского "giga" через французское "gigue"
приходим к "geigen" (жаргонное обозначение копуляции по-немецки).
Дальнейшую этимологическую интерпретацию приходится опустить за
недостатком места. Другое членение заголовка: "Gi-GAME-Sh" - подчеркивает
иные аспекты произведения: "Game" - игра, но также охота (на человека;
здесь - на Меша). Это не все; смолоду Меш выступал в роли жиголо (GIGolo);
"Ame" ("Amme") на древненемецком означает "кормилица"; в свою очередь
"MESH" - это сеть: например, та, в которую Гефест поймал свою божественную
супругу вместе с любовником, то есть силки, верша, КАПКАН (петля); кроме
того, система зубчатых колес ("synchroMESH" - коробка передач).
Особый раздел посвящен заглавию, прочитанному наоборот, - поскольку по
дороге на виселицу Меш мысленно возвращается _назад_, пробуя отыскать в
своей памяти такое чудовищное злодеяние, которое _искупило_ бы казнь. В
его уме, таким образом, идет игра (game!) за самую высшую ставку: если он
вспомнит поступок _бесконечно_ омерзительный, то уравновесит _бесконечную_
Жертву божественного Искупления, т.е. станет Антиискупителем. Это - в
метафизическом плане; разумеется, сознанию Меша чужда подобная
антитеология, просто он ищет - в психологическом плане - нечто столь
ужасающее, что позволило бы ему остаться невозмутимым при виде петли.
Выходит, G.I.J.Maesh - это Гильгамеш, который в момент поражения достигает
_отрицательного_ совершенства; перед нами абсолютная обратная симметрия по
отношению к вавилонскому герою.
"Гигамеш", прочитанный задом наперед, - "Шемагиг". "Шема" -
древнееврейское слово, взятое из Пятикнижия ("Шема Исраэл!" - "Слушай,
Израиль, твой Бог есть Бог единый!"). Поскольку это перевертыш, речь идет
об Антибоге, т.е. о персонификации Зла. "Гиг" теперь - безусловно, "Гог"
(Гог и Магог!). "Шем" - это, собственно, "Сим", первая часть имени Симеона
Столпника; петля свисает со столба, а значит, Меш, будучи повешен, станет
"столпником наоборот": он будет не стоять на столбе, но висеть _под_
столбом. Таков следующий шаг антисимметрии. Приведя по ходу такого
истолкования 2912 выражений - древнешумерских, вавилонских, халдейских,
греческих, старославянских, готтентотских, банту, южнокурильских,
сефардийских, на диалекте апачей (боевой клич которых - "Иг" или "Гуг") -
вместе с их санскритскими соответствиями и отсылками к сленгу
преступников, Ханнахан подчеркивает, что это отнюдь не склад случайного
хлама, но точная семантическая роза ветров, тысячестрелочный компас и план
произведения, его картография, - поскольку уже здесь намечены все без
исключения связи, полифонически воплощенные в романе.
Ханнахан решил сделать свою книгу не только всекультурным,
всеэтническим и всеязыковым узлом (петля!); чтобы пойти выше и дальше, чем
удалось Джойсу, все это было, конечно, необходимо (так, одна-единственная
буква "М" в "ГигаМеше" отсылает нас к истории майя, богу Вицли-Пуцли, ко
всем ацтекским космогониям и иррумациям), но недостаточно! "Гигамеш"
соткан из _всей совокупности_ человеческих знаний. И опять-таки, мы имеем
в виду не только современное их состояние, но также историю науки, то есть
клинописные вавилонские арифметики; испепеленные, потухшие образы
мироздания - как халдейские, так и египетские; птолемеизм и
эйнштейнианство, исчисление матричное и патричное, алгебру тензоров и
групп, способы обжига ваз в эпоху династии Минь, машины Лилиенталя,
Иеронимуса, Леонардо, гибельный воздушный шар Саломона Андре и дирижабль
генерала Нобиле (то, что во время экспедиции Нобиле были случаи
каннибализма, имеет особый и глубокий смысл для читателя, ибо роман
Ханнахана можно уподобить точке, в которой некий фатальный груз упал в
воду и возмутил ее гладь; и кругами волн, концентрически расходящихся все
дальше и дальше от "Гигамеша", оказывается "все-все" человеческое
существование на Земле, начиная с Homo Javanensis [человек яванский
(лат.)] и палеопитека). Вся эта информация покоится в "Гигамеше" -
укрытая, но ее можно извлечь, - как будто в реальном мире.
Так мы доходим до главного творческого принципа Ханнахана: чтобы
превзойти своего великого земляка и предшественника, ему было необходимо
уместить в беллетристическом произведении не одно лишь культурно-языковое,
но вообще все наследие истории - всю сумму познаний и умений (Пангнозис).
Несбыточность этого замысла, казалось бы, очевидна, его легко счесть
манией глупца, и в самом деле: как может один роман, история повешения
какого-то гангстера, стать экстрактом, матрицей, кодом и сокровищницей
всех знаний, распирающих библиотеки планеты! Предвидя заранее этот
холодный и даже издевательский скептицизм читателя, Ханнахан не
ограничивается обещаниями - в "Истолковании" он дает доказательства.
Изложить их все немыслимо; творческий метод писателя мы можем показать
лишь на мелком, второстепенном примере. Первая глава "Гигамеша" занимает
восемь страниц, на протяжении которых смертник оправляется в нужнике
военной тюрьмы, читая - над писсуаром - бесчисленные граффити, которыми
солдатня успела испещрить стены. Эти надписи остаются где то на пограничье
его сознания, и как раз потому их безудержное похабство оказывается не
дном бытия, а люком, ведущим нас прямо в неопрятное, горячее, огромное
нутро рода людского, в пекло его копролалической и физиологической
символики, восходящей, через "Камасутру" и китайскую "войну цветов", к
сумрачным пещерам со стеатопигическими [стеатопигия - ожирение ягодиц]
Венерами пралюдей, ведь именно их обнаженный срам проглядывает сквозь
похабные силуэты, коряво нацарапанные на стене; вместе с тем фаллическая
откровенность других рисунков ведет нас к Востоку с его ритуальной
сакрализацией Фаллоса-Лингама [лингам - стилизованный фаллический символ в
индуизме], причем Восток означает местонахождение первоначального Рая - то
есть искусной лжи, неспособной укрыть ту истину, что в Начале была
скверная информация. Да, да: ибо Пол и "грех" возникли еще тогда, когда
праамебы утратили свою однополую девственность, поскольку эквиполентность
и двуполюсность Пола прямиком вытекают из Теории Информации Шеннона; так
вот что означает последняя буква ("Ш") в названии эпоса! А стало быть, со
стены нужника открывается путь в бездну природной эволюции... которая
вместо фигового листка прикрылась муравейником культур. Но и это лишь
капля из океана, потому что в первой главе, кроме того, содержится:
a) Пифагорейское число "пи", символизирующее женское начало
(3,14159265358979...); именно столько тысяч букв насчитывается в тысяче
слов этой главы.
b) Если взять числа, обозначающие даты рождения Вейсмана, Менделя и
Дарвина, и приложить их к тексту, как ключ к шифру, то окажется, что
мнимый хаос клозетной скатологии [литература (или шутки) на тему нечистот,
в более широком смысле - на темы, вызывающие отвращение] есть изложение
сексуальной механики, в которой сталкивающиеся (коллизирующие) тела
заменяются копулирующими. Вся эта цепочка значений входит в сцепление
(SYNCHROMESH!) с другими частями романа, а именно: через III главу
(Троица!) она соотносится с X главой (беременность длится 10 лунных
месяцев!), а эта последняя, прочитанная наоборот, оказывается изложением
фрейдизма _по-арамейски_. Мало того: как следует из III главы (если
наложить ее на четвертую, перевернув книгу вверх ногами), фрейдизм, то
есть учение о психоанализе, есть обмирщенная версия христианства.
Состояние до Невроза - Рай; детская душевная травма - это Грехопадение;
Невротик - Грешник; Психоаналитик - Спаситель, а фрейдовское лечение -
Спасение через благодать.
c) Выходя из нужника, в конце I главы, Дж.Меш насвистывает
шестнадцатитактную мелодию (шестнадцать было девушке, которую он
обесчестил и удушил в шлюпке); слова же - крайне вульгарные - он
произносит лишь про себя. Этот эксцесс психологически обоснован; сверх
того, силлабо-тонический анализ песенки дает нам прямоугольную матрицу
преобразований для следующей главы (которая получает при этом совершенно
другое значение). Глава II - развитие богохульной песенки, которую Меш
насвистывает в первой главе; после применения матрицы богохульство
оборачивается ангельским пением. Роман в целом имеет три отсылки: 1) к
"Фаусту" Марло (действие II, явление VI и след.); 2) к "Фаусту" Гете
("Alles vergangliche ist nur ein Gleichniss" [все преходящее - только
подобье (нем.)]), а также 3) к "Доктору Фаустусу" Т.Манна, причем отсылка
к этому роману - просто чудо искусства! Подобрав по очереди ко всем
_буквам_ II главы ноты согласно старогрегорианскому нотному ключу,
получаем музыкальную композицию - _обратное_ переложение (согласно
"Фаустусу" Манна) оратории "Apocalypsis cum Figuris" ["Апокалипсис с
фигурами" (лат.)], которую Манн, как известно, приписал композитору
Адриану Леверкюну. Эта адская музыка присутствует и в то же время
отсутствует в романе Ханнахана (ведь в явном виде ее там нет) - подобно
Люциферу (буква "Л", опущенная в заглавии). IX, X и XI главы (слезание с
грузовика, причащение перед смертью, приготовления к казни) также имеют
музыкальный подтекст (а именно "Klage Dr.Fausti"), но, так сказать, между
прочим. Ибо, если проанализировать их как адиабатическую систему согласно
Сади Карно, они оказываются Собором, который покоится на постоянной
Больцмана, а в Соборе этом совершается Черная Месса. (Ритуалу говения
соответствуют смутные воспоминания Меша в кузове грузовика; завершаются
они матерщиной, сочное глиссандо которой венчает VIII главу.) Эти главы -
самый настоящий Собор, поскольку межфразовые и межфразеологические
пропорции образуют синтаксический скелет, эквивалентный _изображению_ на
мнимой плоскости - в проекции Монжа - собора Нотр-Дам со всеми его
башенками, консолями, контрфорсами, с монументальным порталом, знаменитой
готической Розой и т.д. и т.п. Таким образом, в "Гигамеше" заключено и
богословие, вдохновленное архитектурой. В "Истолковании" (стр. 397 и
след.) читатель найдет подробную проекцию Собора в том виде, в каком он
содержится в тексте упомянутых глав, в масштабе 1:1000. Но если вместо
стереометрической проекции Монжа применить неравноугольную проекцию с
исходной дисторсией согласно матрице из I главы, то получим Дворец Цирцеи,
а Черная Месса превратится в карикатуру на изложение августинианской
доктрины (опять-таки иконоборчество: августинианство - во Дворце Цирцеи,
зато в Соборе - Черная Месса). Итак, Собор или августинианство не просто
механически вставлены в роман; они - звенья общего идейного замысла.
Уже этот скромный пример показывает, каким образом автор, благодаря
своему ирландскому упорству, вогнал в один роман весь мир человека с его
мифами, симфониями, храмами, физическими теориями и анналами всеобщей
истории. Пример этот снова отсылает нас к заглавию, ибо (в данном
контексте) "Гигамеш" - это "гигантская мешанина", что имеет необычайно
глубокий смысл. Ведь Космос, согласно второму закону термодинамики,
движется к финальному хаосу. Энтропия _должна_ возрастать, и поэтому
всякое бытие обречено на поражение. А значит, ГИГАнтская МЕШанина - не
только то, что случилось с каким-то экс-гангстером; Вселенная в целом -
тоже Гигантская Мешанина (в просторечии беспорядок - "бардак", поэтому все
бордели, о которых вспоминает Меш по дороге на виселицу, суть подобия
Космоса). Одновременно совершается ГИГАнтская МЕССа - пресуществление
Порядка в финальный Беспорядок. Отсюда сочетание Сади Карно с Собором,
отсюда же - воплощение в Соборе постоянной Больцмана: Ханнахан _должен_
был это сделать, поскольку именно _хаос_ будет последним, Страшным судом!
Миф о Гильгамеше, само собой, целиком воплощен в романе, но верность
Ханнахана вавилонскому образцу - сущий пустяк по сравнению с безднами
толкований, кишащих в каждом из 241.000 слов книги. Предательство,
совершенное Н.Кидди (Энкиду) по отношению к Мешу - Гильгамешу, есть
квинтэссенция и сплав всех предательств в истории человечества; Н.Кидди -
это _также_ Иуда, Дж.А.Дж.Меш - это _также_ Спаситель, и т.д., и т.п.
Открыв книгу наудачу, на стр.131, строка 4 сверху, встречаем
восклицание "Ба!", которое вырывается у Меша при виде пачки сигарет
"Кэмел", предложенной ему шофером. В указателе к "Истолкованию" находим 27
различных "ба!", а нашему "ба" на стр.131 соответствует следующий ряд:
Баал, Байя, Баобаб, Бахледа (можно было бы подумать, что Ханнахан
_ошибся_, дав неверное написание имени этого польского альпиниста: Bahleda
вместо Bachleda; но ничего подобного! Опущенное "c" отсылает, согласно уже
известному нам принципу, к символу "c", которым Кантор обозначил
трансфинитный континуум!), Бахомет, Бабелиски (багдадские обелиски -
типичный для автора неологизм), Бабель (Исаак), Авраам, Иаков, лестница,
пожарные, мотопомпа, уличные беспорядки, хиппи, бадминтон, ракета, луна,
горы, Берхтесгаден (поскольку в БАварии начал свою карьеру Гитлер, этот
поклонник Черной Мессы XX века).
Так работает на всех высотах и широтах _одно_ лишь словечко, обычное
восклицание, казалось бы, совершенно невинное! Нечего и говорить о
семантических лабиринтах, что ожидают нас на следующих этажах языковой
постройки, какую являет собой "Гигамеш"! Теории преформизма борются там с
теориями эпигенеза (гл. III, стр. 240 и след.); движениям рук палача,
цепляющего веревку за крюк, синтаксически аккомпанирует теория Хойла -
Милна о двух временнЫх шкалах _скручивания в петлю_ Спиральных Галактик; а
воспоминания Меша о своих злодеяниях суть полный каталог грехопадений
человека ("Истолкование" показывает, как соотносятся с черными делами
героя крестовые походы, империя Карла Мартелла, избиение альбигойцев,
резня армян, сожжение Джордано Бруно, охота на ведьм, коллективные
помешательства, самоистязания секты бичевников, моровые поветрия,
гольбейновские пляски смерти, ноев ковчег, Арканзас, - ad calendas
graecas, ad nauseam [до греческих календ, до тошноты (лат.)] и т.п.).
Гинеколог, которого Меш пнул ногой в Цинциннати, звался Кросс
Б.Андроидисс, то есть именем ему служил Крест (Cross), фамилией -
сингломерат Человекообразности (Андроид, Антропос) и Улисса (Одиссей), а
серединная буква - Б (В) означает тональность си бемоль, поскольку в этом
фрагменте текста закодированы "Жалобы доктора Фауста".
Да: бездонная бездна этот роман; в любой его точке сходится несчетное
множество путей (не случайно топология запятых в VI главе есть аналог
карты Рима!), и притом не каких попало - их разветвления гармонически
сплетаются в единое целое (что Ханнахан доказывает методами топологической
алгебры - см. "Истолкование", Математическое Приложение, стр. 811 и
след.). Итак, все обещанное исполнилось. Остается лишь одно сомнение:
сумел ли Патрик Ханнахан своим романом сравняться с великим
предшественником или хватил через край, поставив под вопрос свое - но и
Джойса! - место в царстве искусств. Ходят слухи, будто Ханнахану помогала
группа компьютеров, которыми снабдил его концерн IBM. Если даже и так, не
вижу тут ничего зазорного: композиторы сплошь и рядом пользуются
компьютерами - почему же это непозволительно романистам? Кое-кто полагает,
что созданные по этой методе книги доступны одним лишь цифровым машинам,
поскольку человеческий ум не в силах объять такой океан фактов и связей
между ними. Тогда попрошу вас ответить: а есть ли на свете человек,
способный объять целиком "Поминки по Финнегану" или хотя бы "Улисса"?
Подчеркиваю: не в плане буквального прочтения, но со всеми отсылками,
ассоциациями, культурно-мифологическими соответствиями, со всеми без
исключения системами парадигм и архетипов, на которых держатся эти романы
и возрастают в славе. Уж верно, в одиночку всякий бы тут спасовал! Ведь
никому не по силам даже прочесть всю груду толкований и интерпретаций, уже
написанных о прозе Джеймса Джойса! Так что спор о правомочности участия
компьютеров в сочинении книг попросту беспредметен.
Зоилы утверждают, что Ханнахан изготовил величайший _логогриф_
литературы, чудовищный семантический _ребус_, поистине адскую _шараду_ или
_головоломку_. Что запихивание миллиона или миллиарда всех этих отсылок в
беллетристическое произведение, игра в этимологические, фразеологические,
герменевтические хороводы, нагромождение все новых слоев значений,
нескончаемых и коварных в своей антиномичности, - не литературное
творчество, но фабрикация умственных развлечений для узкого круга
хоббистов-параноиков, для маньяков и коллекционеров, распаленных
библиографическим собирательством. Что, словом, это крайнее извращение,
патология культуры, а не свидетельство ее здорового развития.
Простите - но где проходит граница между многозначностью как признаком
гениального синтеза и таким приращением значений и смыслов, которое
становится чистой шизофренией культуры? Подозреваю, что антиханнахановская
партия литературоведов просто опасается безработицы. Ведь Джойс, сочинив
свои изумительные шарады, не снабдил их авторскими толкованиями, и каждый
может продемонстрировать духовные бицепсы, редкую проницательность и даже
интерпретаторскую гениальность, на свой лад толкуя "Улисса" и "Финнегана".
Напротив, Ханнахан все сделал сам. Не удовольствовавшись созданием романа,
он добавил к нему - вдвое больший - филологический аппарат. Вот в чем
коренное различие, а вовсе не в том, что Джойс, дескать, все "выдумал
сам", а Ханнахану ассистировали компьютеры, подключенные к Библиотеке
Конгресса (23 миллиона томов). Так что я не вижу выхода из западни, в
которую загнал нас этот ирландец своей убийственной скрупулезностью: либо
"Гигамеш" есть сумма новой и новейшей литературы, либо ни ему, ни
повествованию о Финнегане, вместе с джойсовской Одиссеей, нет входа на
беллетристический Олимп.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 22 May 2013 16:15 
Offline
Участник
Участник

Joined: 21 Jan 2013 00:20
Posts: 216
Termoyad wrote:
Верн
Archer wrote:
Бывает так, что люди не понимают целесообразности изучения какого-либо материала. Например, часто тяжело идёт у учащихся тригонометрия.
Часто учащиеся не представляют себе практического применения знаний, и это охлаждает интерес.
Очень полезно было бы рекомендовать школьникам такую литературу, как "Таинственный остров" Жюль Верна. Не знаю, рассматривается ли это произведение в курсе литературы в школе.

Нам не задавали Жюль Верна читать вообще, вместо него были всякие маяковские и пушкины. Понять их теми детскими мозгами было практически невозможно, но обязяловка процветала... А еще и сочинения писать надо было, типа "что хотел сказать автор". Ужас, как вспомню - до сих пор не понимаю, как не завалил выпускное сочинение.

Во время своего обучения в школе помню у себя примерно те же явления, связанные с литературой. Тем не менее, существовали ученики и ученицы, которые каким-то неведомым для меня образом умели "доставить учителю удовольствие" своими ответами и письменными работами и получить высшую оценку, в отличие от меня, чьи ответы и работы считались поверхностными. Такое положение дел было естественным, ведь вместо того, чтобы читать дома аналитические статьи разных компетентных авторов на предмет изучаемого произведения, я испытывал очередные пиротехнические составы, или добывал нужные мне вещества из средств бытовой химии.
До сих пор помню, как при разборе письменных работ дошла очередь до меня, учительница зачитала моё "весьма поверхностное" суждение о героине произведения, которое вызвало удивление некоторых отлично успевающих по литературе учащихся, и вслух заметила: "А что вы от него хотите, у него одна любимая женщина - химия!". Высказывание учителя имело успех и общественные волнения по этому поводу не утихали ещё с неделю.


Top
 Profile E-mail  
 
 Post subject: Re: Химия в школе
PostPosted: 22 May 2013 16:50 
Offline
.
User avatar

Joined: 04 Nov 2009 22:05
Posts: 62193
Location: Моя Батьківщина там, де моя лабораторія
Archer wrote:
Во время своего обучения в школе помню у себя примерно те же явления, связанные с литературой. Тем не менее, существовали ученики и ученицы, которые каким-то неведомым для меня образом умели "доставить учителю удовольствие" своими ответами и письменными работами и получить высшую оценку, в отличие от меня, чьи ответы и работы считались поверхностными. Такое положение дел было естественным, ведь вместо того, чтобы читать дома аналитические статьи разных компетентных авторов на предмет изучаемого произведения, я испытывал очередные пиротехнические составы, или добывал нужные мне вещества из средств бытовой химии.
До сих пор помню, как при разборе письменных работ дошла очередь до меня, учительница зачитала моё "весьма поверхностное" суждение о героине произведения, которое вызвало удивление некоторых отлично успевающих по литературе учащихся, и вслух заметила: "А что вы от него хотите, у него одна любимая женщина - химия!". Высказывание учителя имело успех и общественные волнения по этому поводу не утихали ещё с неделю.

Современная школа стремится воспитать конформистов. Дети, которые "поняли", что от них хотят, становятся "отличниками" и "образцовыми учениками". Зато детей, которые имеют свое мнение и жизненные устремления, отличные от тех, что навязываются, учителя часто называют "тупыми", "лентяями" и т.п.
Это хорошо описано в книге:
Фабрика Марионеток. Исповедь школьного учителя (Джон Тейлор Гатто) http://chemistry-chemists.com/N7_2010/332-405.pdf
Quote:
...и вслух заметила: "А что вы от него хотите, у него одна любимая женщина - химия!". Высказывание учителя имело успех и общественные волнения по этому поводу не утихали ещё с неделю.

Таких учителей нужно гнать в три шеи: если им неизвестно, что такое этика - можно себе представить, чему они научат детей.

_________________
Думайте!


Top
 Profile E-mail  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 390 posts ]  Go to page Previous  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  Next

All times are UTC [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 6 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  

[Сообщить об ошибке, испорченном вложении, битой ссылке]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group