Оглавление Видео опыты по химии На главную страницу


Химия и Химики № 1 2012
Предварительный вариант







Закись азота.
Получение, хранение и физиологическое действие (ч. 2-3)


И.Н. Григорьев



Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

"A smell of petroleum prevails throughout" [1] или эффекты вдыхания закиси азота


3. Закись азота и мистическая философия
Наркотики делают религиозный опыт возможным? Они сделали это для Джеймса и для других философов-мистиков его времени. Эксперименты Джеймса с психотропными препаратами поднимают трудные вопросы о вере и ее состояниях.

У него короткие волосы и длинная коричневая борода. Он носит костюм "тройку". Он представляется, упавшим на свой стол, беспомощно смеясь. На столе мешок с выходящей из него резиновой трубкой. Под рукой листок бумаги, на котором он написал "Это походит на ерунду, но это чистый смысл!" Он смеется сильнее. Держит свой лоб в обеих руках. Он в состоянии транса. Он - Уильям Джеймс, американский психолог и философ. И впервые он чувствует, что понимает религиозный мистицизм.

(Вольный пересказ фрагмента статьи The Nitrous Oxide Philosopher by Dmitri Tymoczko)


Религиозное, а в более общем случае - мистическое мировоззрение апеллирует к иррациональному. С другой стороны, закись азота (равно как и некоторые другие наркотические вещества) направляют сознание человека по пути, который расходится с нашей грешной реальностью. Не удивительно, что нашлось немало философов-мистиков, которые восприняли субъективные ощущения, вызванные опьянением закисью азота, эфиром и другими наркотиками, как проявление неких объективных истин, недоступных человеку в здравом рассудке. Ярким примером таких мыслителей был Уильям Джеймс (Джемс).

Краткая биографическая справка
Уильям Джеймс [William James] (11 января 1842, Нью-Йорк - 26 августа 1910, Чокоруа, шт. Нью-Хэмпшир), американский философ и психолог, основатель прагматизма.

Начав свое образование с изучения живописи в Ньюпорте, Джеймс поступил затем в Научную школу Лоренса (Lawrence Scientific School) Гарвардского университета, которую двумя годами позже сменил на Медицинскую школу. Продолжил обучение в Германии, где штудировал медицину, физиологию и естественные науки под руководством Гельмгольца и Вирхова. По возвращении в Гарвард Джеймс получил в 1868 степень доктора медицины. После этого он пережил тяжелый душевный кризис, который преодолел только в 1870 благодаря увлечению философией Ш. Ренувье, утверждавшего миропонимание свободы и творчества. Памяти Ренувье Джеймс посвятил написанную тогда же рукопись "Некоторые проблемы философии" (опубликована она была только после смерти автора). В 1871 при участии Джеймса создается Метафизический клуб, объединивший Ч. Пирса, Ч. Райта, Дж. Росса, Ф. Эббота и других математиков, естествоиспытателей, юристов, теологов. Джеймс очень высоко оценил доклады Пирса, учеником и последователем которого он стал. После того как в 1873 Джеймса приглашают занять должность профессора Гарвардского университета, он начинает регулярно вести занятия - сначала по анатомии и физиологии, затем по психологии и, наконец, по философии.

Фундаментальный двухтомный труд "Принципы психологии" (1890) приносит ему известность как крупному психологу, а сборник философских работ "Воля к вере" (1897) создает ему репутацию влиятельного мыслителя. Благодаря своим лекциям, пользующимся неизменной популярностью, Джеймс часто получает приглашения из различных университетов США и Европы. Его сочинения, написанные в начале века, - "Многообразие религиозного опыта" (1902), "Прагматизм" (1907), "Плюралистический универсум" (1909) - провозглашают прагматизм особым философским направлением.



Джеймс (Джемс) Уильям  [William James]
Уильям Джеймс (Джемс) [William James]

Уильям Джеймс (Джемс) [William James]
Уильям Джеймс и Джосайя Ройс


Уильям Джеймс описывает свои личные переживания, связанные со случаями изменения сознания. "Одно из очарований опьянения, - пишет он, - бесспорно, заключается в глубинном чувстве реальности и истине, которая достигается через него. В каком бы свете ни представали перед нами вещи, они видятся безоговорочными, "совершенно совершенными", что не наблюдается, когда мы трезвые". В своей книге "Многообразие религиозного опыта" он добавляет:

"Эфир и в особенности окись азота, в известной дозе примешанные к воздуху, являются также могучими стимулами к пробуждению мистического сознания. Перед вдыхающим их, точно разверзаются бездны истины одна за другою. Когда человек приходит в нормальное состояние, истина от него ускользает, и если остается от нее какая-нибудь формула, для нормального рассудка она оказывается бессмыслицей. Тем не менее, у человека остается чувство, что эта формула полна глубокого значения. Я лично знаю многих людей, которые убеждены, что в трансе, вызванном окисью азота, возможны настоящие метафизические откровения.

Несколько лет тому назад я сделал сообщение в печати о произведенных лично надо мною опытах опьянения окисью азота. На основании их я пришел тогда к такому выводу, - который и до настоящего времени не поколебался в моих глазах, - что наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что они должны помешать слишком поспешным заключениям о пределах реального. Возвращаясь к моим собственным переживаниям этого рода, я должен признать, что они сводятся к особому просветленному состоянию, которому я не могу не придать мистической окраски. Основной чертой такого состояния всегда является примиренность, словно две противоположные стороны мира, столкновения между которыми составляет причину всех наших внутренних бурь и неурядиц, расплавились и образовали единое целое. Они не принадлежат к одному роду, как два различных вида, но один из видов, - более возвышенный, - сам становится родом по отношению к противоположному виду и растворяет его в себе. Я знаю, что эта мысль с логической стороны темна, но я не могу избавиться от ее влияния на меня. Я чувствую, что в ней есть смысл, соприкасающийся с сущностью гегелевской философии. Имеющий уши, да слышит. Для меня эта мысль постижима лишь этим путем искусственно разбуженного мистического состояния сознания.

У меня есть друзья, которые верят в откровение, обусловленное наркозом. Для них оно также метафизическая интуиция, в которой мир в своих многообразных проявлениях воспринимается как бы растворившимся в Едином.

"Мы погружаемся в этот повсюду разлитой Дух, - пишет один из них, - всецело, безраздельно, в полном самозабвении. Все перестает тогда существовать для нас, все, что выше и что ниже нас, все где бы то ни было сущее. Остается лишь жизнь и мы, в нее погруженные. Существует только единое, множественное теряет свою множественность, исчезает; и каждый из нас есть этот Единый существующий… Это предельная черта. И насколько достоверно то наше существование, которое составляет обычный источник наших забот, настолько же достоверна и радость, царящая над всяким дуализмом, над всеми антитезами, какой я достиг в моем уединении, равном божескому"."

Весьма поэтично и точно Джеймс описывает наступление в процессе интоксикации своеобразного состояния мистического откровения, а также его исчезание в процессе выделения растворенной закиси азота из крови.

"Для меня, как и для всех известных мне людей, главным в подобных экспериментах бывает наступление просветленности сознания. Истина лежит глубже очевидности ослепительных видений и необычных ощущений. Мозгу внезапно и с такой ясностью открываются сущность явлений и все логические связи бытия, что нормальное сознание не дает этому аналогий. Только по мере возвращения трезвости тает способность ясновидения, глаза становятся пустыми, а в мозгу мелькают какие-то обрывки фраз и слов. Такое чувство, как будто смотришь на снежный пик, помертвевший, потому что на нем только что погас закат, или на пепел, оставшийся от еще недавно раскаленных головешек".

Интересующиеся читатели могут посмотреть эссе William James Subjective Effects of Nitrous Oxide ссылка.

______________________________________

Добавим, что подход Джеймса и других философов-мистиков, которые искали истину в закиси азота, является вполне логичным. Если наука стремится к знаниям объективным (т.е. независимым от личности исследователя), то философия изучает отношение человек - мир. Другими словами, субъективное начало принципиально неотделимо от философии. Оказалось, что субъективные переживания человека под действием наркотических веществ так же хорошо пригодны для построения новых философских концепций (и обоснования старых), как и умозаключения философов, сделанные в здравом рассудке, - главное только не забывать, на чем эти концепции основаны (- прим. ред.).



Фото-галлюцинации от Ben Goossens



< Веселящий газ: свойства и применение (ч.1) >
< История открытия действия "веселящего газа" (ч.2-1) > < Как закись азота начали использовать в стоматологии (ч.2-2) >
< Закись азота и мистическая философия (ч.2-3) >
< Subjective Effects of Nitrous Oxide (ч.2-3a) > < Субъективные эффекты закиси азота [перевод] (ч.2-3b) >
< Увлечение веселящим газом в наши дни (ч.2-4) > < Закись азота. Опыты автора и его методика вдыхания (ч.2-5) >
< Послесловие или коротко о вреде веселящего газа (ч.2-6) >
< Получение закиси азота в домашних условиях (ч.3) > < Закись азота из взбитых сливок (ч.4) >
<Обсудить на форуме> [Отправить сообщение об ошибке]