Оглавление Видео опыты по химии На главную страницу


Химия и Химики № 2 2012
Предварительный вариант







Псилоцибин ч.9


Козьма Прутков


Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter


9. Послесловие
Стоит ли пробовать?

Сказать трудно, это зависит от взглядов и убеждений читателей. Официальная позиция общества проста:

Нет - это вредно для психики и организма, приводит к психологической зависимости. Вообще собиратели психоактивных грибов - наркоманы и изгои общества, не сумевшие утвердиться в жизни, найти свое место и выбрать круг увлечений. Вещества с подобным псилоцибину действием не имеют никакого медицинского и практического применения и внесены в Список I - наркотические средства и психотропные вещества.

Но все ли так однозначно? Позволим себе высказать мнение, которое отличается от официального (не претендуя на его правильность).

Несомненно, длительное употребление больших количеств психоактивных средств явно не пойдет психике человека на пользу - не следует подвергать столь тонкий механизм столь серьезным испытаниям. Описаны затяжные психозы после приемов психоделиков, но создается впечатление, что психоактивные вещества лишь обостряют уже имеющиеся вялотекущие заболевания. Человек во время действия препаратов не вполне адекватен, как в случае псилоцибина или может быть совершенно неадекватным и не отвечать за свои действия (как в случае некоторых других препаратов). Без сомнения, такое состояние может привести к травмам (и физическим, и психическим), а также к другим печальным последствиям. Однако многие сообщения о подобных случаях, которые появились в СМИ, содержат явное преувеличение или неправдоподобный вымысел: в погоне за сенсациями и скандалами журналисты не брезгуют откровенной ложью.

Другими словами, опасность существует и она вполне реальна, но если вы хотите оценить ее степень, то следует в последнюю очередь обращаться к желтой прессе или скороговоркам официальной пропаганды (их составляют люди с уровнем интеллекта и порядочности гораздо ниже среднего).

Теперь о ценности переживаний, полученных под действием псилоцибина. Как известно, официальная власть, а особенно - церковь считают, что подобные мистические переживания не имеют никакой ценности [1].

Однако мы рассматриваем свой субъективный опыт, полученный при употреблении грибов псилоцибе полуланцетовидная (psilocybe semilanceata), как ценный (а, кроме того - неповторимый и не имеющий аналогии в повседневной жизни). Но это ни в коей мере не означает, что мы призываем других людей попробовать эти грибы (или другие психоделические средства). Полученный опыт может показаться крайне неприятным, опасным и бессмысленным.

На первый взгляд возникает не совсем красивая ситуация: мол, сами пробуете, а другим - "не рекомендуете".

Попытаемся обратиться к аналогии, хотя подобрать ее очень трудно. Приятно или нет прыгнуть с парашютом? Стоит ли это делать? Одним это кажется очень интересным, дающим много волнующих чувств и позитивных, неповторимых эмоций. Другие никогда не согласятся прыгнуть и считают это глупой и опасной затеей. Существует ведь вполне реальный риск сломать ногу или вообще разбиться при отказе парашюта. Но даже если все закончится удачно, далеко не все получают от такого прыжка удовольствие.

Другой пример - занятие альпинизмом. Стоит ли подвергать жизнь постоянному риску ради "покорения" гор с некой крайне сомнительной для большинства (не альпинистов) целью. Вызывает ли это зависимость? У некоторых людей - несомненно вызывает, многие ведь всю жизнь посвящают этому занятию, "покорив" свою первую вершину.

Нам кажется, что очень интересно прикоснуться на время к той измененной реальности, используемой шаманами и целителями (например, индейцами масатеками) и, вероятно, сходной с достигаемой духовными практиками, вроде медитации и йоги. Состояние психоза тоже весьма любопытно. Читать или рассуждать об этом - одно, почувствовать - совершенно другое. Конечно, все психоделики не дают полного тождества с шизофренией, как это считалось раньше. В нашем случае был психоз с небольшими элементами паранойи.

Псилоцибин - не наркотик, что бы официально не утверждались, но это сильное психоактивное вещество, причем явно не для обывательского развлечения (в отличие от алкоголя). Неспроста вокруг грибов возник древнейший культ и своеобразная религия, и кажется достойным название грибов теонанакатль - плоть Богов и их фактическое обожествление.

Для подростковой (а тем более - детской) психики употребление грибов, содержащих псилоцибин, - это слишком жесткое, а потому - недопустимое испытание. Взрослому с устоявшимся мировоззрением и без каких-либо психических заболеваний, в хорошей безопасной обстановке, желательно с внешним наблюдением, пожалуй, можно попробовать, если на то есть желание. Но помните, что это не обычное опьянение, которое мы привыкли ассоциировать с алкоголем, разве что последействие несколько напоминает легкое алкогольное отравление. Происходит перестройка не только ощущений, но и кардинальная перемена мировоззрения (в момент интоксикации) и осознания своей личности. На наш взгляд, не следует придавать какой либо эзотерический смысл этому химико-духовному опыту. Скорее это можно сравнить с кратковременной сменой настройки восприятия человека и всеми вытекающими отсюда последствиями. Позиция, высказанная Альбертом Хоффманом в книге ЛСД - мой трудный ребенок, кажется нам наиболее точной.

"Меня часто спрашивают, что произвело на меня наибольшее впечатление в моих экспериментах с ЛСД, и достиг ли я нового понимания благодаря этим опытам.

Самое большое значение для меня имело фундаментальное понимание, которое я вынес из всех своих опытов с ЛСД: то, что обычно принимают за "реальность", включая реальность собственной личности, ни в коем случае не является чем-то определенным, а скорее, наоборот, чем-то размытым - что существует не одна, а много реальностей, каждая из которых содержит в себе разное осознание собственного "Я".

К этому пониманию можно прийти и путем научных рассуждений. Проблема реальности с незапамятных времен была и остается главным вопросом философии. Тем не менее, есть существенная разница, подходить к этой проблеме рационально, логическими методами философии, или же эмоционально, через жизненный опыт. Первый запланированный эксперимент с ЛСД оказался столь глубоким и тревожным, потому что повседневная реальность, которую я до этого считал единственной реальностью, и "Я", воспринимающее ее, растворились, и незнакомое "Я" начало воспринимать незнакомую реальность. Здесь возникает проблема нашей внутренней глубинной сути, которая, оставшись незатронутой, смогла зафиксировать эти внешние и внутренние изменения.

Реальность немыслима без воспринимающего субъекта, без эго. Она является производной внешнего мира, передатчика, в роли же приемника выступает эго, в самой глубине которого становятся осознанными эманации внешнего мира, зарегистрированные антеннами органов чувств. Если одно из двух отсутствует, то не возникает никакой реальности, музыка не играет и экран остается пустым.

Если развить концепцию реальности, как сочетания приемника и передатчика, то вхождение в другую реальность при помощи воздействия ЛСД можно объяснить тем, что мозг, то место, где находится приемник, изменяется биохимически. Таким образом, приемник настраивается на другую длину волны, отличную от обычной, повседневной реальности. Поскольку бесконечное многообразие вселенной соответствует бесконечному множеству различных настроек приемника, то в сознание вторгаются самые разнообразные реальности, каждая с соответствующим ей эго. Эти различные реальности, которые правильнее называть различными аспектами единой реальности, не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга, и все вместе составляют всеобъемлющую, вечную, трансцендентную реальность, в которой пребывает неизменная суть нашего самоосознания, способная запоминать различные эго.

Истинная ценность ЛСД и родственных галлюциногенов состоит в их способности изменять настройку длины волны приемника "Я", и вызывать, таким образом, изменения в восприятии реальности. Исходя из способности вызывать к жизни различные новые картины реальности, этой истинно космогонической силы, становится понятным культовое поклонение галлюциногенным растениям, как священным".


В заключении скажем пару слов по поводу негативного отношения церкви к психоделикам. Весьма вероятной причиной такого положения дел было ревностное отношение церкви к нарушению ее монополии на мистические переживания: ведь оказалось, что для получения трансцендентального опыта совсем не обязательны жертвы, воздержание и поклонение. Достаточно миллиграммов (а иногда - и долей миллиграмма) химических веществ, обладающих соответствующей активностью.

Надеемся, что нам удалось дать объективную информацию о веществе, со столь необычным воздействием на психику человека.

_________________________________
1 Один священник и ярый противник психоделиков даже принял мескалин, чтобы получить моральное право утверждать, что приобретенный при этом трансцендентальный опыт бесполезен.




PsyArt

PsyArt



Псилоцибин <История открытия ч.1> <Синтез псилоцибина ч.2> <Свойства псилоцибина, его нахождение в природе ч.3> <Действие псилоцибина на человека и животных ч.4> <Исследовательские программы, связанные с псилоцибином ч.5> <Описания субъективных эффектов псилоцибина ч.6> <Кратко о сборе и заготовке грибов псилоцибе полуланцетовидная (psilocybe semilanceata) ч.7.1> <Наши эксперименты с грибами псилоцибе полуланцетовидная (psilocybe semilanceata) ч.7.2> <Псилоцибе полуланцетовидная: эксперименты и размышления ч.8> <Послесловие ч.9> <"Сумасшедшая ванна" (камера сенсорной депривации) [приложение 1]> <Методика синтеза [приложение 2]>

<Закись азота. Получение, хранение и физиологическое действие>
<Псилоцибин (обсуждение)> [Отправить сообщение об ошибке]